Краткое практическое руководство. Содержит основные начальные сведения, необходимые для управления парусной яхтой: информацию о необходимой комплектации, системах навигации, устройстве двигателя, методах ориентирования на местности, способах движения и маневрирования под парусами и под двигателем. Содержит большое количество иллюстраций.
Яхта. Устройство и управление
- терминология
- комплектация
- двигатель
- определение положения
- курсы относительно ветра
- повороты
- работа с парусами
- влияние ветра и течения
- маневрирование
- сигналы гонок
Краткий яхтенный словарь
А
Аврал — общие для всей команды работы на судне. В койках могут оставаться только больные.
Адмиралтейский якорь — наиболее популярный у наших яхтсменов тип якоря, прославившийся своей надежностью. За столетия его использования претерпел ничтожное изменение — его шток перестали делать деревянным, теперь этот якорь — цельнометаллический, шток в походном положении снимается с чеки и укладывается параллельно веретену.
Анкерок — бочонок для питьевой воды на спасательных шлюпках.
Ахтерпик — кормовой ящик, обычно для кормового якоря, тросов и другого оборудования.
Ахтерштаг — трос стоячего такелажа, тянет мачту к корме.
Ахтерштевень — кормовой брус продольного набора корпуса.
Б
Бак — носовая часть верхней палубы от носовой оконечности судна до передней мачты.
Бакштаг — 1) курс судна, когда ветер набегает сзади и сбоку — самый быстрый для яхты; 2) снасть такелажа, оттягивающая мачту наискосок назад; 3) собственно ветер, дующий не совсем в корму, а наискосок.
Бакштов — трос за кормой, которым буксируют шлюпку. Показать бакштов экипажу другой яхты, когда вы ее обгоняете, как бы предлагая взять их на буксир, — шутка распространенная и вполне джентльменская. Если ваши соперники обидятся — значит, они не доросли еще до гонок в британских водах.
Балласт — обидное название бесполезного человека на судне. На самом деле — груз, который якобы не приносит пользу, так как не имеет торгового назначения. Его задача — служить противовесом мачтам, парусам и всему тому, что расположено выше центра тяжести судна, обеспечивая судну остойчивость.
Баллер — металлическая труба (вал), передающая усилие поворота от румпеля или штурвала на перо руля.
Банка — их две, и на обеих сидят: первая — скамья, вторая — мель среди моря.
Барограф — очень уважаемый мореходами прибор, который, в отличие от всем известного барометра, в течение многих дней подряд РИСУЕТ кривую атмосферного давления, что чрезвычайно информативно для предсказания надвигающихся штормов.
Бегучий такелаж — совокупность снастей (тросов, блоков, скоб и т.д.), служащих для постановки и уборки парусов и флагов, а также управления ими.
Бейдвинд — курс судна относительно ветра, при котором ветер набегает спереди и сбоку; чем ближе держит рулевой нос судна к «источнику» ветра — тем «круче» (или острее) курс бейдвинд. Различают также и «полный» бейдвинд, когда нос судна отдаляется от направления ветра, и угол между линией ветра и курсом начинает приближаться к прямому углу.
Бензель — соединение двух параллельно идущих тросов, обвязанных куском третьего, более тонкого троса или прочной ниткой.
Беседка — устройство подвески для облегчения работ на мачте или за бортом. Представляет собой сиденье: доску с 4 отверстиями по углам, через которые проходят 2 троса, соединенные рымом (т.е. кольцом).
Бизань — главный парус на бизань-мачте — ближайшей к корме.
Бимс — брус поперечного набора судна, идущий от борта до борта. На бимсы настилается сверху палуба. Для новичков: бимс — вторая по частоте ушибов головы деталь яхты после гика.
Битенг — вертикальный брусок, торчащий из палубы некоторых видов яхт, служит для закрепления швартовных или буксирных концов.
Блинда-гафель — афель — парный элемент рангоута в виде 2 брусов, расположенных на баке горизонтально под острым углом к диаметральной плоскости судна, создающих основную опору бушприту при боковых нагрузках.
Блупер — дополнительный передний парус, отличается высоко расположенным шкотовым углом. Ставится вместе со спинакером (с подветренной стороны от него), для уравновешивания тяги спинакера. Встречается второе его название — «подветренный спинакер».
Боцман — хозяин палубы, опытный моряк, на котором лежит задача держать судно и судовое хозяйство в порядке, непосредственно выполнять швартовные работы, постановку и съемку с якоря, шлюпочные работы, парусные работы, и т.д. На крупных парусниках боцманов несколько человек — на каждую мачту и каждую палубу — свой. В подчинении у боцмана — группа матросов, именуемая боцманской командой.
Брам-стеньга — теньга — третья составная часть мачты, считая снизу. Брашпиль — мощная горизонтальная лебедка с двумя и более барабанами. Служит для выбирания и вытравливания якорь-цепей и швартовных канатов. На обычных яхтах встречается крайне редко из-за своей массивности.
Брамсель — в классическом прямом парусном вооружении так называется третий по счету парус снизу.
Брасы — 1) на яхте — это снасти бегучего такелажа, управляющие углом спинакера, соединенным со спинакер-гиком; 2) на парусниках с прямым вооружением брасами регулируют положение рей в горизонтальной плоскости, отсюда происходит глагол «брасопить» -т.е. поворачивать горизонтальные элементы рангоута («…обрасоплены на правый борт» — означает, что реи на мачтах повернуты вправо).
Брейд-вымпел — ымпел — сигнальный флаг (персональный), поднимается на судне, когда на его борт поднимается то официальное лицо, должность которого этим вымпелом анонсирует ( с разрешения данного лица).
Брештук — горизонтально расположенный, треугольной формы стыковочный элемент набора судна, по сути дела — горизонтальная кница, или косынка. Чаще всего им стыкуют элементы планширя на фальшбортах, борта на шлюпках.
Брифок — прямой парус на фок-мачте в исландском парусном вооружении.
Бросательный конец — тонкий гибкий трос, в кончик которого вплетен груз -небольшой прочный мешочек с песком. Служит для бросания на причал в условиях шторма, когда обычный швартовный трос просто невозможно добросить до берега. Тогда швартовный конец вяжут с бросательным и уже с его помощью человек на берегу вытягивает швартов по воде на берег. Не рекомендуется вплетать в бросательный конец свинец или чугун — так как моряки на причале для надежности захвата обычно принимают его удар своим телом.
Брюканец — чехол в виде юбочки, надеваемый на мачту и прикрывающий щели вокруг нее в пространстве пяртнерса от попадания воды в нижние помещения яхты.
Бушприт — элемент горизонтального рангоута, устанавливается на носу парусника при вооружении его тендером, шхуной, кораблем и т.п. Бушприт служит для увеличения площади передних парусов, а не для протыкания борта вражеских кораблей, как думают некоторые абсолютно сухопутные граждане.
В
Ванты — тросы, оттягивающие мачту симметрично вправо и влево. На яхтах обычно имеется 2-3 пары вант. Вант-путенс — металлическая полоса, прочно вделанная в корпус судна, доходящая иногда до противоположного борта. Именно к вант-путенсам крепят нижние концы вант.
Ватервейс — крайняя в палубе доска настила, иногда с канавкой в верхней палубе вдоль линии борта. В нее собирается вода с палубы и, пробегая вдоль борта, находит в нем отверстия -«шпигаты»- через которые она и сливается за борт.
Ватерлиния — линия на борту судна, совпадающая с линией спокойной воды при нормальной загрузке судна. В технической речи моряки часто употребляют аббревиатурное название КВЛ, что означает «конструктивная ватерлиния».
Верп — название вспомогательного якоря. Верп чаще всего имеет меньший вес, чем основной якорь, что связано с его назначением не только падать на грунт с кормы яхты, но и быть завезеным на шлюпке куда-нибудь в сторону от яхты, когда она снимается с мели. А очень большой якорь на тузике не завезешь против ветра и волны.
Вест — запад.
Вооружение — ) совокупность расположения на рангоуте основных парусов судна с учетом способа их постановки и управления; все виды В. делятся на 2 типа: прямое и косое (прямое — когда основные паруса несут на горизонтально подвешенных реях, — характерно для крупных парусников; виды косого В. одномачтовых судов: кэт, шлюп и тендер, косое В. двухмачтовиков: шхуна, кеч, иол); 2) процесс подготовки парусов и рангоута к работе — заведение парусов на мачты, гики, штаги, укладка и настройка такелажа перед выходом в море.
Восхождение — или «подниматься по ветру». На парусном флоте это означает смещение судна в сторону ветра от первоначального (генерального), курса, либо по отношению к другим судам. При этом говорят, что судно «привелось к ветру», т.е. его нос сместился в ту сторону, откуда дует ветер. Когда нос судна уходит дальше от источника ветра, то такой маневр называют «уваливание под ветер». Если после уваливания судно будет идти дальше этим же курсом, значит оно «спускается по ветру». Команды «увались!» и «приведись!» — рулевой на яхте слышит от капитана чаще других, особенно когда яхта идет в парусной гонке.
Вымпельный ветер — направление, которое указывает вымпел яхты; вымпельный ветер отличается от истинного направления ветра, так как к нему добавляется собственная скорость и направление движения яхты.
Г
Гак — крюк, причем любой.
Гакабортный огонь — в темное время суток все суда на ходу несут ходовые огни: зеленый на правом борту, красный на левом, топовые — на мачтах и на корме — гакабортный. Большинство судов, в т.ч. яхты, несут белый гакабортный огонь.
Гаковый узел — несложный по технике вязки (см. раздел 3), стропить груз с его помощью легко и надежно.
Галс — положение парусного судна относительно ветра: различают правый и левый галс. При правом галсе ветер дует в правый борт, при левом — наоборот. Знать, каким галсом идет яхта, нужно постоянно, т.к. от вида галса зависит правильное и безопасное расхождение судов в море (правый галс имеет преимущество).
Галфвинд — курс судна по отношению к ветру, когда угол между ними близок к прямому (90°). Название происходит от английского half wind, — дословно -«половина ветра». Так иногда и говорят и по-русски: «идем в полветра».
Гардаман — парусный наперсток, а точнее — «наладошник», т.к. гардаман — металлическая пластина с мелкими ямками пришитая к полоске кожи или прочной ткани, надевается на кисть моряком, который шьет (ремонтирует) парус, для проталкивания парусной иглы (а она больше обычной швейной) через прочную ткань паруса.
Гардемарин — дословно — морской защитник (гвардеец) — так называли выпускников «военных школ математических и навигатских» наук в 17-20 веках, которые еще не получили назначения на флот. Или получили, но еще не доехали…
Гафель — элемент рангоута, который поддерживает сверху четырехугольный парус при косом вооружении. Один край (передний) гафеля упирается в мачту под углом около 70 градусов.
Гик — горизонтальный элемент рангоута, к нему крепят нижнюю шкаторину (т.е. край) или нижний задний угол паруса. По названию паруса называют и гики: грота-гик, бизань-гик, спинакер-гик и стаксель-гик.
Грот — самый большой из парусов на яхте, несет его самая высокая — грот-мачта.
Грота-гика-шкот — ика-шкот — полное название снасти бегучего такелажа, регулирующей положение грота-гика (на одномачтовой яхте его чаще называют просто «гик») и, соответственно, упрощенно — «гика-шкот».
Грота-фал — ал — снасть бегучего такелажа, трос для подъема грота, крепится к верхнему (фаловому) углу паруса и через шкив на верхушке мачты проводится опять к основанию мачты, где, обычно, наматывается на лебедку.
Гюйс — 1) специальный носовой флаг на военном корабле; 2) сленговое название большого матросского воротника.
Д
Дейдвуд — подводная (но не вся), часть корпуса судна, у яхт — между фальшкилем и нижней палубой судна.
Деррикк-фал — ал — (диррик-фал) снасть бегучего такелажа парусных судов с гафельным вооружением. Его назначение — поднимать до места гафель. Его особенность — в том, что он раздваивается и тянет гафель за две точки крепления.
Диаметральная плоскость — вертикальная продольная плоскость симметрии, разделяющая судно на одинаковые левую и правую половину. В повседневной речи чаще всего используется короткая аббревиатура — «ДП».
Дифферент — длительный наклон судна либо на нос, либо на корму. При этом КВЛ (конструктивная ватерлиния) идет под наклоном к линии спокойной воды. Если нос ниже кормы — так и говорят: дифферент на нос, и наоборот. Дифферент — важный признак либо неправильной загрузки судна, либо поступающей в трюм воды вследствие течи. И то, и другое опасно для жизни. Если опасность течи всем и так понятна, то неправильная загрузка очень коварно снижает остойчивость судна на волне (см. «Остойчивость»).
Драить — чистить, натирать что-либо. «Надраить» — начистить до блеска, а вот задраить — это значит плотно закрыть (см. Задрайка).
Дрейф — 1) положение судна, которое не имеет собственного хода относительно воды — «лежит в дрейфе»; при этом судно может двигаться относительно дна под действием ветра и течения; 2) смещение судна от расчетной линии курса под действием ветра (ветровой дрейф) — необходимый элемент, который учитывается штурманом при прокладке курса и счислении места.
Дрифтер — дополнительный парус на крейсерских яхтах, его применяют на полном бейдвинде и галфвинде, когда спинакер уже не эффективен.
Ж
Жвака — галс — галс — элемент якорного устройства, к которому крепят коренное звено якорной цепи. «Травить якорь до жвака-галса!» — означает полное, до упора, вытравливание якорь-цепи.
З
Завал-таль — аль — такая таль или трос, которые заводятся на грота-гик и отводит его как можно дальше за борт (второй конец заводят на самый нос яхты). Это делается при полных курсах (фордвинд, бакштаг), для того, что бы гик при случайном порыве ветра не перебросило с борта на борт (ведь гика-шкоты в этом положении растравлены, и тяжелый гик может не только травмировать находящихся на верхней палубе людей, но, ударив по бакштагу и вантам наветренного борта, вызвать их разрыв и, следовательно, падение и переламывание грот-мачты.
Задрайка — запорное устройство на люках, плотно притягивающее крышку к палубе или переборке. Отсюда и глагол «задраить» = плотно закрыть.
Заложить! — в шутку называют любимой командой на флоте. На самом деле она означает, что следует закрепить трос или конец именно в таком положении, в каком он сейчас находится. Трос «закладывают» на утку, пал, битенг, на лебедку, на скалу, главное — прочно его зафиксировать.
Зуек — флотское прозвище ребятишек, (но не юнг!), которые крутятся возле судов, помогают, чем могут, морякам в небольших портах и у деревенских пирсов. Обычно зуйки — источник всякой полезной для яхтсменов информации и добровольные помощники, от которых отказываться, хорошенько не подумав, не следует.
Зюйд — юг.
И
Иол — вид косого парусного вооружения двухмачтового судна, у которого грот-мачта — передняя, а баллер размещен ВПЕРЕДИ бизань-мачты.
К
Кабельтов — морская мера длины, одна десятая морской ли, следовательно, равняется 185,2 метрам.
Каботаж — прибрежное плавание, вдоль берегов.
Камбуз — корабельная (судовая) кухня.
Карлингс — элемент продольного набора судна, на него, как и на бимсы, опирается верхняя палуба. На яхтах карлингсы частью своей нередко выступают над верхней палубой позади рубки, защищая кокпит от захлестывания крупной волной в момент движения с сильным креном. В массив карлингсов обычно встраивают лебедки стаксель-шкотов. «КВЛ» — сленговое, часто употребляемое сокращение слов «конструктивная ватерлиния».
Киль — часть корпуса судна, препятствующая боковому дрейфу (смещению по воде вбок), под воздействием ветра. Конструктивно различают киль — как неотъемлемую часть корпуса (в этом случае яхта называется килевой), и убирающийся киль — шверт (такие яхты называются швертботами).
Кильбалка — центральный элемент продольного набора судна, соединяется впереди с форштевнем, сзади — с ахтерштевнем.
Кингстон — вентиль, закрывающий поступление забортной воды. На яхтах К. имеются в двух местах: 1 — в гальюне (прокачного типа), 2 — в моторном отсеке для забора воды в охлаждающий контур двигателя. Иногда ставят кингстон на выхлопной трубе для защиты от заливания в нерабочем состоянии. Забывчивость кого-либо из команды или недостаточно инструктированных пассажиров приводила не раз к гибели яхт с открытым кингстоном в гальюне.
Клеванты — легкоразъемные скобовые соединения с канавками для сцепления и разъединения двух тонких тросов. Наибольшее применение имеют при креплении сигнальных флагов к флага-фалу, при сцеплении спинакер-гика с его оттяжкой и топенантом.
Кливер — основной передний треугольный парус, второй по счету от передней мачты (первый — стаксель).
Кливеров — ливеров может быть несколько штук.
Клотик — на топе (верхней оконечности) деревянных мачт, дабы вдоль волокон древесины сверху вниз не пробиралась вода, вызывающая гниение мачты, укрепляли точеную обязательно поперек волокна «шапочку». Сейчас роль клотика чаще играют т.н. «топовые оковки» — это уже не шапочка, а целый металлический шлем на мачте, к которому удобно крепить штаги, шкивы, антенны и др.
Кноп — специально вплетенный сам в себя утолщенный конец троса. Делается для защиты конца от разлохмачивания.
Кок — повар на флоте. При отсутствии постоянного кока в команде — вахтенный по камбузу.
Кокпит — углубление в верхней палубе яхты, где располагается рулевой и шкотовые матросы во время движения.
Комингс — по сути дела, это порог. Поскольку на судне люки стараются делать с расчетом на плотное задраивание, то для притягивания крышки люка к отверстию делают возвышение на плоскости вокруг отверстия, повторяющее форму крышки. Это возвышение и есть комингс, который, кроме того, препятствует заливанию воды внутрь судна при незадраенном (открытом) люке.
Компас — главный навигационный прибор на любом судне, указывающий направления на магнитные полюса планеты.
Компромисс — тип корпуса яхты, в которой есть укороченный корпусной киль, дополняемый небольшим швертом. В отечественном яхтостроении была лишь одна попытка массового производства компромиссов — яхта проекта «Ассоль». Проект получился плохой. Яхту эту покупали только дилетанты, а потом не знали что с ней делать — обитаемость низкая, мореходность вообще никакая, осадка для рек и озер — большая. Куда лучше оказался проект отечественного крейсерского швертбота Т-2, появившийся примерно в это же время и имевший 3 удачные модификации.
Конец — любой трос на судне, чаще называют так растительные и синтетические тросы, а к стальным этот термин у яхтсменов не очень прижился.
Контртимберс — элемент продольного набора судна, расположен позади ахтерштевня и соединяет ахтерштевень с транцевой доской, — т.е. служит опорой кормового свеса на яхтах классических проектов.
Коренной конец — при вязке узлов так называют часть троса, оторая менее подвижна (заложена на утку, или смотана в бухту).
Корма — задняя часть корпуса судна.
Коуш — металлическая пластина, кованая или штампованная, которую вставляют на внутреннюю поверхность огона для его защиты от перетирания изнутри.
Кранец — плетеная из мягкого троса, либо надувная (из гибкого пластика), подушка, которую вывешивают за борт между судном и причалом, чтобы не повредить борта за время швартовки.
Краспица — горизонтальная деталь рангоута, назначение которой — отводить снасти стоячего такелажа от рангоута для создания оптимальных углов воздействия такелажа. Например, ванты наверху отводятся от мачт одной или несколькими парами краспиц, за счет чего усилие линейного натяжения вант можно существенно снизить без уменьшения эффективности работы вант.
Крейсер — судно, корабль, специально приспособленный для дальних плаваний. Слово происходит от голландского и немецкого KREUZER (креститель), так как штурманские прокладки их маршрутов «перекрещивают» карты морей и океанов, в отличие от судов каботажного (прибрежного) плавания.
Крейсерские яхты — тоже для дальнего плавания, правда, не все они способны ходить через океаны. Их так называют, чтобы отличать от чисто гоночных яхт, которые не имеют каюты, рубки, трюмов, да и киль у многих из них (швертботов), убирающийся — шверт. Понятно, что кроме бутербродов и бутылки лимонада в такую яхту припасов не погрузить. Кроме того, швертботы легко переворачиваются даже при среднем и слабом ветре, поэтому дальние походы на них лучше совершать по рекам и небольшим озерам.
Крен — наклон судна на борт. Парусники почти всегда ходят с креном, под воздействием ветра.
Кренгельс (риф-кренгельс) — ренгельс) — отверстие в парусе (с металлической окантовкой), вблизи передней и задней шкаторины, через которое проводят риф-шкентель при взятии рифов. Кренгельсы крупнее, чем находящиеся с ними в одном ряду обычные отверстия- люверсы.
Креновая безопасность — команда, по которой необходимо закрепить все предметы на верхней палубе и в нижних помещениях от падений, когда яхта пойдет «на кренах». Незакрепленные мелочи (карандаши, книги, посуда) могут принести много вреда, превратившись в настоящие снаряды, летающие по помещениям. Особую опасность представляют незакрепленные на штатных местах инструменты. Яхтсмену бывает достаточно один раз не выполнить эту команду, что бы он в последующем исполнял ее очень тщательно и быстро.
Крюйс-пеленг — еленг — метод последовательного пеленгования через определенные промежутки времени одного и того же ориентира (маяка, например), с целью определения истинного местоположения судна. Приставка крюйс означает «неправильный», «сумасшедший».
Кубрик — жилое помещение для команды.
Курс — направление, в котором движется судно. Выражается в угловых градусах от 0 до 360, начиная с норда, через ост (90°), зюйд (180°), вест (270°), Любой штурман скажет вам, что различают несколько видов курсов: компасный, магнитный и истинный. Но это уже тонкости, которые будущие судоводители постигают в курсе науки навигации.
Курсовой угол — направление на ориентир, выраженное в градусах, отсчитываемых от истинного курса судна (совпадающей с ДП линией). При этом градусы называют от 0 до 180, прибавляя уточнение: с какого борта ориентир. Например: «Справа по борту на горизонте — парус! Курсовой — 30!» Курсовой угол чаще всего определяют на глаз.
Кэт — вид парусного вооружения одномачтового судна, для которого характерно расположение мачты очень близко к носу. Из-за этого парус ставят только один (грот), причем мачта крепится только внизу — шпором и пяртнерсом, — а вантами и штагами не рскрепляется. Примеры кэт — яхты проектов «Оптимист», «Финн».
Кэч — вид косого парусного вооружения двухмачтового судна, у которого грот-мачта — передняя, а баллер руля расположен ПОЗАДИ бизань-мачты.
Л
Лаг — прибор для измерения скорости хода судна относительно воды и отсчета пройденного расстояния.
Левентик — положение парусов и судна, когда судно ориентировано носом против ветра.
Леер — ограждение из туго набитого (натянутого) троса. На яхте обычно тянется от носового до кормового релинга по обоим бортам.
Ликпаз — канавка каплевидного сечения вдоль мачты и вдоль гика, имеющая более широкую часть в глубине дерева. В ликпаз заводятся по всей длине передняя и нижняя шкаторины паруса при вооружении яхты.
Ликтрос — синтетический трос, который вшит в те шкаторины парусов, которые обращенные к мачте и гику. Расширенная ликтросом шкаторина вдвигается в ликпаз и прочно в нем заклинивается при воздействии ветра.
Линь — гибкий трос (синтетический или растительный), окружность которого от 12 до 25 мм.
Лот — прибор для измерения глубины. Классический лот — это линь длиной 50 м с грузом и привязанными на всем протяжении метками, которые можно определить на ощупь в темноте. Метки вплетены через каждый метр. Сейчас такой лот — редкость. На яхтах почти везде устанавливаются современные приборы — эхолоты. Они измеряют глубины значительно больше, чем на 50 метров, и гораздо быстрее.
Лоцман — судоводитель, хорошо знающий сложный для проводки судов участок моря, реки, который специально приглашается на борт в помощь капитану. Однако ответственность с капитана при наличии лоцмана на борту не снимается, и он вправе отстранить лоцмана от управления в любой момент проводки — поэтому лоцмана еще называют «говорящей картой».
Льяло — самое низкое место в трюме, где скапливается попавшая в трюм вода. Для слива остатков трюмной воды, которые невозможно откачать помпой, имеется винтовая пробка в борту яхты. При постановке яхты на кильблоки на берегу (в конце навигации) ее выкручивают для полной просушки трюмов.
Люверс — отверстие в парусе, окантованное металлом, для защиты от разрывов тросом, который через него проходит. Раньше люверсы защищали не металлом, а ниткой — многократно обметывая края отверстия. Сейчас так поступают при крайней нужде — в далеком походе, когда негде купить оковку. Люверсы располагаются по углам паруса, иногда вдоль шкаторин, и в риф-бантах.
М
Марина — в яхтинге это означает безопасную в навигационном отношении, оборудованную стоянку для небольших судов. Что нужно яхтсменам в период краткого отдыха у берега? Защищенное от шторма место, источник пресной воды для питья и умывания, 220 В на пирсе для подзарядки аккумуляторов и работы электроприборов, заправщик топлива для двигателя, — это самые главные элементы марины. Душ (баня), кафе и магазины, а также другие портовые блага — это уже факультативные радости, как повезет.
Марка — обмотка ниткой или проволокой конца троса или его прядей для предотвращения самопроизвольного расплетания и разлохмачивания. При сращивании тросов марки на пряди накладывают временные — после создания огонов, сплесней и кнопов излишки прядей обрубают. Все остальные марки — постоянные.
Марс — вспомогательная площадка на мачтах и стеньгах крупных парусников. Отсюда и «марсовый» (матрос), — его специальность — работа с парусами на высоте. Во все времена марсовые были и есть матросская элита.
Марсель — в классическом прямом парусном вооружении второй снизу парус.
Мачта — главный вертикальный элемент рангоута.
Мидель — середина судна, обычно самое широкое место корпуса. Сечение «по мидель-шпангоуту» — одно из основных изображений на теоретическом чертеже судна.
Мидельвейс — линия пересечения диаметральной плоскости (ДП) судна с верхней палубой, иначе говоря, — линия симметрии на верхней палубе.
Мочка — сленговое название такелажной скобы — подковообразного элемента, концы которого имеют отверстия с резьбой, по которой вкручивается палец (нагель), «запирающий» скобу. Мочками (скобами) крепят фалы к фаловым углам парусов, соединяют множество элементов такелажа, и везде, где соединение должно быть очень прочным и легкоразъемным.
Мусинг — участок утолщения троса, похожий на узел. Мусинги заплетают на тросах, заменяющих штормтрап — по таким тросам легко спускаться в шлюпку. Подниматься наверх уже не так удобно, как по штормтрапу, но все же легче, чем по совершенно гладкому тросу.
Н
На-ветре — етре — положение судна относительно другого судна, когда оно расположено выше по ветру (см. Восхождение), ближе к «источнику» ветра. Прилагательное «наветренный борт» — тот борт, который первым встречает ветер.
Найтовы — специальные ремни или тросы, с помощью которых крепятся (найтовятся) одни предметы к другим: например, шлюпка к шлюп-блокам, футшток к палубе, и т.д.
Нок — оконечность горизонтального рангоута, удаленная от мачты. Раньше пиратов и бунтовщиков вешали именно на ноке реи, на ноке гика удобно поднимать всякую тяжесть на яхте, превратив гик в грузовую стрелу.
Норд — север, страна света и один из главных румбов (направлений) компаса.
О
Оверкиль — переворот судна килем кверху. Для яхт этот термин употребляют, когда топ мачты ушел под воду (не важно, насколько). Полный оверкиль означает положение переворота на 180°.
Оверштаг — поворот, при котором меняется галс, а линия ветра пересекается носом яхты.
Огон — петля на конце троса, но полученная не завязыванием узла, а путем вплетения ходового конца троса в коренной его конец. Внутрь огона часто вставляется металлический коуш — для долговечной службы огона.
Ост — восток, сторона света. Сейчас в морском языке он обозначается не голландским словом Ost, а английским East, на картах и компасах печатается буква Е, но при этом, читая карту и, записывая в судовой журнал значок «Е», большинство мореходов продолжает вслух говорить «ост».
Остойчивость — способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение. Нормально подготовленная крейсерская яхта должна быть способна выпрямиться сама даже из положения оверкиль.
П
Пайола — элемент горизонтального настила нижних палуб, закрывающий сверху трюм. На яхтах чаще всего их делают из кусков толстой фанеры.
Пал — прочное причальное швартовное устройство в виде столба или пакета столбов, окованных или связанных проволокой, тросами.
Палуба — поверхность на судне, на которую можно вставать ногами, иногда (в трюме), палуба может не превышать площади подошвы одного ботинка, и все же это будет тоже палуба, а не, скажем, переборка.
Панер — положение якоря, когда якорь-цепь уже выбрана втугую, якорь стоит на грунте вертикально, и вот-вот оторвется от грунта. В этот момент, который определяется боцманом, или исполняющим его обязанности, боцман громко кричит «панер!», так чтобы его обязательно услышал рулевой.
Пеленг — угол между нордовым меридианом и направлением на ориентир. Например, если кто-то сказал, что видит судно, или маяк и пеленг около 280 — это значит, что увидеть этот предмет можно взглянув на запад, так как точное направление на запад составляет 270 градусов.
Пеленгатор — накладка на судовой магнитный компас, которая позволяет точнее, чем на глаз, определить пеленг ориентира — представляет собой кольцо с окошечками, струной и зеркальцем.
Переборка — стенка, разгораживающая помещения на судне. Переборка — на берегу ее называют стенкой или перегородкой.
Пик — по-голландски — ящик. На судне — это небольшое помещение, отсек. Есть пик в передней части яхты — форпик, и в задней — ахтерпик.
Плавучий якорь — служит для торможения движения судна относительно воды. По сути он напоминает раскрытый зонтик, или тормозной парашют, опущенный в воду. В сильный шторм он помогает судну держаться в нужном положении относительно ветра и набегающей волны, т.к. его можно отдать с любой точки борта.
Подволок — потолок помещений на судне.
Полундра — старинная морская команда, получившаяся от искажения голладского выражения Ful under! — буквально: фал вниз! Эта команда подавалась при срубании (опускании) парусов, так как фал (снасть бегучего такелажа, тянущая парус кверху) этой командой посылалась вниз. Аналогичная команда позднее зазвучала так: «Рубить паруса!» — иначе говоря, — «Приехали!», или «Все, конец!»
Привестись к ветру — повернуть судно, не меняя галса так, чтобы нос переместился ближе к «источнику ветра». Например, курс бакштаг после приведения может стать галфвиндом или бейдвиндом, а может остаться бакштагом, но чуть более «острым».
Пяртнерс — — отверстие в надстройке или в палубе яхты, через которое проходит мачта. Поскольку пяртнерс всегда больше сечения мачты, его прикрывают брюканцем (см. выше).
Р
Рангоут — совокупность жестких (деревянных, металлических) конструкций, предназначенных для несения парусов и флагов. Сюда относятся мачта, стеньга, гик, гафель, бушприт, рей, выстрел, краспица, утлегарь и флагшток.
Рей — элемент горизонтального рангоута на судах с прямым парусным вооружением.
Рейковый парус — на шлюпках, ялах, кроме весел, в штатный набор входит и парус с таким способом постановки.
Релинг — жесткая металлическая конструкция на носу и корме яхты в виде трубчатых ограждений. Служит для защиты от падений за борт, а между релингами еще натягивается леерное ограждение (с той же целью).
Ричер — разновидность кливера или стакселя с высоким шкотовым углом и большим серпом по нижней шкаторине. Такая форма позволяет работать переднему парусу с большой площадью в условиях сильного крена. Хорошо работает при направлении ветра к курсу яхты свыше 50 градусов.
Румб — направление (в переводе с голландского). Раньше весь круг горизонта делили на 32 румба, которые были нарисованы на картушках компасов. Один румб составляет 11,25 угловых градусов, которыми нынче меряют направление на море. Точность мореплавания по румбовой системе в наше время уже недостаточна, поэтому моряки, чтя традиции, учат названия всех 32 румбов (у каждого — свое!), но сознают при этом, что румбы имеют лишь историческое и декоративное значение.
Румпель — рычаг, при помощи которого рулевой поворачивает баллер, — а с ним и перо руля. На небольших яхтах в состав рулевого механизма входит именно румпель, а не штурвальное колесо.
Рым — кольцо, причем любое. Чаще всего встречается рым на якоре — для якорь-цепи, и на пирсах — для швартовов.
Рында — это вовсе не судовой колокол, как зачастую считают иные мореходы. В старом русском языке есть 2 значения слова «рында»: 1) охранник царя, стоящий у трона; на эту должность попадали молодые боярские сынки-лоботрясы, которых также называли рындами; 2) специальный сигнальный бой в судовой колокол, означающий наступление полудня; этот сигнал подается в виде серии из трех тройных ударов, причем, во всех других сигналах колоколом тройные удары не применяются. Лев Успенский объяснял происхождение слов «Рынду бей!» простым фонетическим переосмыслением английской фразы «Ring the bell». В нашем морском лексиконе таких фонетических казусов немало, например смотрите — «полундра»…
С
Серьга — способ крепления конца, например, швартовного, при котором ходовой конец обводится вокруг чего-либо (или пропускается сквозь), затем ходовой конец возвращается на судно и закладывается на утку. Отдается заложенный таким образом швартов прямо с яхты — ведь его коренной конец уже находится на борту, поэтому никому из команды нет необходимости прыгать в последнюю секунду на борт уходящей лодки, рискуя упасть в воду.
Скоба — относится к «дельным вещам». То же самое, что и мочка.
Слип — косо уходящая в воду площадка на берегу или на крупном судне. Служит для спуска и подъема из воды небольших судов, для втягивания на борт тралов, добытых китов и т.п.
Спинакер — дополнительный передний парус, ставится на полных курсах, отличается большими размерами, кроится с большим «пузом», при постановке один нижний угол управляется с помощью браса и спинакер-гика, а другой — свободным шкотом. Спинакеры бывают разные — сферические, звездные, штормовые и др.
Сплесень — в такелажном деле так называется вид долговременного соединения тросов конец-в-конец, без узлов, при котором пряди одного конца троса встречно переплетаются с прядями второго конца («пробиваются» друг в друга).
Стаксель — ближайший к мачте передний треугольный парус. Относится к основным парусам яхты.
Степс — опорная площадка (гнездо) для мачты. Жестко соединяется с нижним концом мачты — шпором.
Стрингер — элемент продольного набора судна. Сочленяется со штевнями и шпангоутами.
Судовая роль — юридический документ на судне, в котором указывается весь состав команды, и кто какие функции выполняет. Судовую роль и список пассажиров предъявляют портовым властям перед выходом в море, вместе с паспортами, а также при заходе в иностранный порт.
Т
Такелаж — совокупность тросов и дельных вещей, предназначенных для раскрепления рангоута (стоячий такелаж), а также для постановки, уборки и управления парусами.
Талреп — устройство для сильного натяжения тросов и его регулировки. На современных парусниках применяются талрепы с резьбовым натяжением. Места установки талрепов — нижние концы стоячего такелажа и тросы леерного ограждения.
Таль — приспособление для подъема груза или другого мощного усилия, создаваемого тросом. Собирается из блоков с несколькими шкивами и куска подходящего троса.
Тендер — вид косого парусного вооружения одномачтового судна, отличается тем, что имеет более одного основного переднего паруса — один или несколько кливеров помимо стакселя. Кроме того,тендер отличается горизонтально расположенным бушпритом (параллельно верхней палубе), так как бушприт его является выдвижным. Бушприт удерживается с боков блинда-гафелями и вооружается парусами на баке, а затем выдвигается в рабочее положение.
Томбуй — небольшой буй, который вяжется прочным буйрепом к тренду якоря для: 1) обозначения места залегания якоря на грунте; 2) удерживает на поверхности буйреп, за который иногда приходится раскачивать или даже вытаскивать якорь в случае его зацепления или заклинивания на дне.
Транец — перпендикулярная к ДП плоскость, образующая на некоторых судах кормовой срез корпуса, а на отдельных проектах — еще и носовой срез (например, на самом маленьком швертботе олимпийского класса «Оптимист» имеется и носовой и кормовой транец).
Трап — лестница, причем любая, даже веревочная, даже без ступеней (сходня).
Тримаран — судно, состоящее из трех соединенных вместе корпусов.
Трисель — штормовой треугольный парус, прочный и маленький, ставят вместо грота, иногда называют штормовым гротом, что не совсем корректно.
Тузик — небольшая шлюпка. За рубежом ее называют «динги», и это название тузика начинает приживаться у наших спортсменов. Иногда под динги приспосабливают надувную лодочку, что очень удобно на маленьких яхтах.
У
Увалиться — совершить поворот без перемены галса, при котором нос судна удаляется от «источника» ветра. Утка — относится к т.н. дельным вещам. Предназначена для закладывания концов, в т.ч. шкотов и фалов.
Утлегарь — элемент рангоута, устанавливается на бушприте с той же целью, с какой ставят на мачту краспицы: создание выгодного угла воздействия на рангоут со стороны стоячего такелажа. На нок бушприта действует натяжение форштагов (вверх), и для равновешивания усилия бушприт оттягивается к форштевню (книзу) контрштагом. Угол именно между ним и бушпритом формирует утлегарь.
Ф
Фал — снасть бегучего такелажа, служит для подъема паруса, крепится к верхним (фаловым) углам парусов.
Фальшборт — часть борта судна, которая возвышается над верхней палубой. Обычно он на нее и крепится.
Фальшкиль — нижняя, приставная часть киля, крепиться сквозь кильбалку мощными болтами к флорам в трюме. Поскольку фальшкиль — самая нижняя часть яхты, ее делают очень тяжелой, располагая в ней балласт для увеличения остойчивости.
Фарватер — самое глубокое место, вдоль реки, по которому держатся суда, также места на море, по которым корабль может безопасно пройти.
Флаг — на яхте, как и на других судах бывает три типа флагов: во-первых, государственный, который носят либо на кормовом флагштоке, либо на ахтерштаге; во-вторых — сигнальные и специальные (например, гостевые, брейд-вымпелы, спонсорские, флаги регат), поднимают на флага-фалах, до краспицы; в-третьих, -флаги расцвечивания — это весь набор сигнальных и специальных флагов и вымпелов, соединенных в одну цепочку, поднимают параллельно штагам. Флагшток — элемент рангоута, специально предназначенный для несения кормового флага. Впрочем, на крупных военных кораблях есть и носовой флагшток, но на нем поднимают не государственный флаг, а специальный, — под названием гюйс.
Флор — элемент поперечного набора судна, жестко связывающий нижние концы шпангоутов с кильбалкой и между собой в единый треугольный узел.
Фок — самый большой парус на фок-мачте.
Фок-мачта — ачта — вторая по величине мачта, если она расположена впереди грот-мачты.
Фолькбот — популярный в странах северной Европы шведский проект небольшой килевой крейсерской яхты. Высокая мореходность, обитаемость и хорошая управляемость в сочетании с небольшой стоимостью (по яхтинговым понятиям), делают ее весьма подходящей для семейных занятий парусным спортом. Проект шестидесятых годов, но и в наше время проводятся массовые гонки на фолькботах, особенно в скандинавских странах. Стокгольмская регата 2000 года вывела на старт сразу 214 вымпелов (!!!) на этих яхтах.
Фордевинд — 1) ветер, и курс парусника, когда ветер дует практически в корму; 2) поворот парусника со сменой галса, когда линия ветра пересекается кормой судна.
Форлюк — люк в верхней палубе или в рубке, расположенный на баке. Служит для уборки парусов в нижние помещения и для выхода на бак из форпика.
Форпик — носовой ящик, по-голландски. Традиционное место хранения боцманского хозяйства — парусов, тросов, инструментов, красок, и т.д. Если яхта крупная — в форпике могут размещаться и койки экипажа. Форпик обычно располагают сразу за таранным отсеком.
Форштаг — трос стоячего такелажа, тянет мачту вперед. На крупных яхтах есть разделение на стаксель-штаг и кливер-штаг, кроме этого, штаги делают для большей прочности из двух отдельных тросов — горденей. Таким образом, на борту крупных яхт можно увидеть впереди мачты 2 или 4 троса, вместо 1 на малых.
Форштевень — передний брус продольного набора судна. Именно он рассекает волны при движении вперед.
Х
Холла якорь — один из самых популярных видов якоря. Но не у яхтсменов! За рубежом на новых яхтах наиболее распространен якорь-плуг( якорь Брюса). А на остальных, да и в нашей стране, королем якорей остается адмиралтейский.
Хорошая морская практика — это принцип мореплавания, который состоит, главным образом, из двух постоянных правил: 1) если существует теоретическая вероятность какой-либо опасности, то поступай так, как будто эта опасность уже реально имеется; 2) если имеется опасность чего-либо, то следует считать себя находящимся к ней ближе, чем тебе самому кажется.
Ш
Швартов — трос, крепящий судно к причалу, пирсу.
Шверт — выдвижной киль на яхтах. Бывает 3 видов: мечевидный, секторный и кинжальный.
Швертбот — тип яхты, не имеющей корпусного киля, а только выдвижной.
Шверцы — навесные кили (с 10 века), навешивались на оба борта с осью вращения, как у секторных швертов. Сейчас встречаются только в музеях и на судах, стилизованных под старину.
Шкаторина — край паруса. Бывает 3 шкаторины — у бермудских парусов, и 4 шкаторины — у прямых, гафельных, шпринтовых, рейковых парусов.
Шкипер — капитан парусного судна.
Шкот — снасть бегучего такелажа, служит для управления работой паруса, крепится к шкотовому (нижнему заднему) углу паруса.
Шпаги — рукоятки на штурвальном колесе, параллельные спицам штурвала.
Шпигат — отверстие для стока воды.
Шпунтовая обшивка, шпунтовый пояс — самая нижняя часть обшивки классической деревянной яхты, за которой скрыт трюм. Ниже этого пояса — только кильбалка и фальшкиль.
Штерт — короткий, 1-2 метра, отрезок троса или шпагата небольшого диаметра. На яхте они всегда должны находится в каком-либо общедоступном месте, так как постоянно возникает потребность что-либо подвязать, закрепить и т.д. Многие мореходы постоянно таскают штертик в карманах робы или завязав его, как поясок.
Штурвал — на средних и крупных яхтах ставят рулевые колеса, передающие усилия рулевого матроса через привод (штуртросы), на баллер руля. Это — штурвалы.
Ю
Юнга — младшее звание на флоте (в период — с 1942 по1946гг. — и на военном флоте). Тем не менее юнга, хоть и учится на матроса, тоже флотский специалист, член экипажа, обязан много знать и уметь. На яхте юнгой может оказаться не только очень молодой человек или девушка, но даже полный адмирал флота, если он хочет научиться ходить под парусом.
Ют — кормовая часть верхней палубы.
Я
Якорь — средство остановки или торможения движения судна относительно дна. Различают основной, вспомогательный (т.н. «верп»), плавучий якорь.
Для организации просмотра яхт и бронирования мероприятий обращайтесь по телефонам:
- для городских звонков: 8(495)765-55-53;
- для звонков с мобильных номеров: 8 (985)765-55-53.