Ахтерштаг

Ахтерштаг

Не все яхты оборудованы регулируемым ахтерштагом. На некоторых яхтах ахтерштаг вообще отсутствует, на некоторых он есть, но нет устройства для изменения его длины. Добавить такое устройство не сложно, а эффект от его применения может оказаться весьма значительным. Связано это, в первую очередь, с тем, что ахтерштаг может влиять на форму не только грота, но и стакселя.

В самых общих чертах работу ахтерштага можно описать так – натягивая ахтерштаг, мы загибаем верхушку мачты назад. В результате этого, увеличивается натяжение передней шкаторины стакселя, а это делает его переднюю кромку более ровной, уменьшается прогиб и стаксель становится более плоским. Часть мачты, ниже места крепления вант, выгибается вперед, а это делает плоской верхнюю часть грота.

Степень реакции на натяжение ахтерштага в первую очередь зависит от типа вооружения. При топовом вооружении (форштаг идет от верхушки мачты) роль ахтерштага сводится к удержанию мачты в вертикальном положении. При дробном вооружении 3/4 мачта гнется больше, чем при вооружении 7/8. Гибкая мачта дает больше возможности в регулировке формы парусов, чем жесткая.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций. Вода гладкая, волны практически нет, скорость ветра около 10 узлов, ахтерштаг натянут средне. Но вот, ветер усилился до 15 узлов и нет ощущения, что это кратковременное усиление. Правильной реакцией на изменившиеся погодные условия будет изменение формы парусов. Обычно сначала выбирают оттяжку шкотового угла грота, затем натягивают ахтерштаг. В результате грот становится более плоским и нагрузка на парус уменьшится. Кроме этого, натяжение ахтерштага увеличивает натяжение форштага и передней шкаторины стакселя, в результате он становится более плоским.

После изменения длины ахтерштага не забудьте проверить состояние стаксель-шкота и положение кипы, не исключено, что потребуется небольшая регулировка.

Иная ситуация. Ветер свежий, штаг выбран в соответствие ветру. Но вот ветер заметно слабеет. Прослабьте ахтерштаг, это уменьшит прогиб мачты и ослабит натяжение форштага, грот и стаксель станут более полными, вогнутыми и тяга увеличится. Увеличение тяги, известный прием при движении по волне. И неважно от чего волна, ветер разогнал ее или проходящая мимо моторная лодка.

Общая рекомендация может быть такой, – при движении острыми курсами ахтерштаг должен быть выбран в соответствие ветру, чем сильнее ветер, тем больше следует выбрать штаг. На полных курсах ахтерштаг не следует сильно выбирать, но, ни в коем случае, нельзя допускать его прослабление. Несоблюдение последней рекомендации может привести к поломке мачты!

Существует много различных систем для управления ахтерштагом. Это и обычные тали и сложные системы с гидравлическими усилителями. Важно, чтобы выбранная вами система обеспечила удобное управление в самых сложных погодных условиях.

Для организации просмотра яхт и бронирования мероприятий обращайтесь по телефонам:

  • для городских звонков: 8(495)765-55-53;
  • для звонков с мобильных номеров: 8 (985)765-55-53.
Подпишись на рассылку и получи 5% скидки на аренду яхты "Диана"