Программа подготовки «ЯХТЕННОГО РУЛЕВОГО ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ»

Программа подготовки «ЯХТЕННОГО РУЛЕВОГО ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения

II. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки

III. Программа подготовки яхтенных рулевых дневного плавания

3.1. Квалификационные требования к рулевому дневного плавания

3.2. Базовое содержание учебных дисциплин

3.2.1 Теоретический курс для яхтсменов, не имеющих квалификации рулевого дневного плавания

3.2.2 Практическая подготовка для яхтсменов, не имеющих квалификации рулевого дневного плавания

3.2.3 Теоретический курс для яхтсменов, имеющих квалификацию рулевого дневного плавания

3.2.4 Практическая подготовка для яхтсменов, имеющих квалификацию рулевого дневного плавания

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Единая типовая программа подготовки судоводителей спортивных парусных яхт ВФПС разработана в соответствии с Положением ВФПС о квалификации членов экипажей спортивных парусных яхт (далее — яхты). Программа определяет единые требования к квалификации спортсменов, необходимой для управления яхтой в установленном районе плавания.

Программа построена по ступенчатому принципу. Знания и навыки, полученные на нижних ступенях обучения, считаются усвоенными, и начальные разделы на более высоких ступенях обучения не повторяются, но включаются в экзаменационные вопросы, как составная часть программ высокого уровня.

Исключение: В настоящей программе предусмотрена возможность обучения на квалификацию рулевого прибрежного плавания без предварительного получения квалификации рулевого дневного плавания.

Программы подготовки судоводителей спортивных парусных яхт предусматривают обязательное изучение следующих дисциплин:

  • Теория и устройство парусной яхты;
  • Управление парусной яхтой;
  • Судовождение;
  • Правила плавания;
  • Эксплуатация яхты;
  • Гидрометеорология;
  • Сигнализация и радиосвязь;
  • Морское право;
  • Способы личного выживания и оказание первой помощи;
  • Правила и Регламенты парусных соревнований.

Подготовка судоводителей спортивных парусных яхт разделяется на теоретическую часть, которая проводится в аудиториях или на яхте, а также на практическую подготовку на судне. Практическое обучение управлению яхтой проводится для слушателей, обучающихся на квалификацию яхтенных рулевых дневного и прибрежного плавания.

Практическая подготовка должна проводиться на яхте, отвечающей требованиям спортивной классификации, и по своим техническим характеристикам соответствующей району плавания, на который претендует обучающийся.

Для приобретения практического опыта обучающийся проходит плавательную практику в качестве члена экипажа спортивной парусной яхты в плавании соответствующей категории, в должности, в которой обеспечивается получение практического опыта судовождения и управления яхтой.

При подготовке учебных планов и обучении следует исходить из следующего:

  • практические вопросы управления яхтой должны быть усвоены учащимися в объеме, необходимом для безопасного управления яхтой в установленном районе;
  • вопросы эксплуатации яхты должны быть усвоены рулевыми дневного и прибрежного плавания на уровне эксплуатации, капитанами прибрежного плавания – на уровне эксплуатации и текущего обслуживания, капитанами океанского плавания – на уровне эксплуатации, текущего обслуживания и неотложного ремонта;
  • теоретические вопросы должны быть усвоены на уровне общего понимания и умения пользоваться справочной литературой.

Программы определяют минимальный уровень подготовки яхтсменов-судоводителей. Школы имеют право расширять и дополнять программы, корректировать их в соответствии с текущим уровнем развития парусного спорта и техники судостроения, при условии соблюдения установленных квалификационных требований.

По окончании подготовки слушатели проходят квалификационные испытания, и в случае успешной их сдачи получают документ о прохождении обучения (экзаменационный лист), с указанием в нем наименования образовательного учреждения, объема обучения в часах, перечня изученных дисциплин, а также яхт, на которых слушатель проходил плавательный ценз, и района плавания. На основании этого документа квалификационные комиссии ВФПС оформляют квалификационные свидетельства.

II. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

2.1. Для проведения квалификационных испытаний Квалификационные комиссии ВФПС и региональных ФПС создают экзаменационные комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии образовательного учреждения на учебный год утверждается председателем региональной квалификационной комиссии.

2.2. Квалификационные испытания проводятся по следующим дисциплинам:

2.2.1 Яхтенный рулевой дневного плавания:

  • Теория и устройство парусной яхты;
  • Управление парусной яхтой (теоретический и практический экзамен);
  • Судовождение (теоретический и практический экзамен);
  • Правила плавания;
  • Такелажное дело (практ.зачет);
  • Гидрометеорология;
  • Сигнализация и связь;
  • Морское право;
  • Способы личного выживания и оказание первой помощи (теоретический экзамен и практический зачет);
  • Правила парусных соревнований.

2.3. Квалификационные испытания по управлению яхтой включают теоретический и практический экзамены.

2.4. Проверка знаний по навигации, помимо теоретического экзамена, должна включать фактическое ведение предварительной и исполнительной прокладки на карте.

2.5. Проверка знаний по такелажному делу, помимо проверки теоретических знаний, должна включать проверку практических навыков. 2.6. Оценка результатов производится по пятибалльной шкале. Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) 5,4,3,2, соответственно процент результативности (правильных ответов)90 ÷ 100, 80 ÷ 89, 70 ÷ 79, менее 70.

2.7. К практическому экзамену допускаются лица, сдавшие теоретические экзамены по теории и устройству яхты, управлению яхтой, судовождению и правилам плавания, а также зачета по основам выживания на море.

2.8. Основные условия проведения практического экзамена.

2.8.1. В процессе практического экзамена экзаменуемый обязан продемонстрировать:

  • умение правильно выполнять маневр с учетом фактических погодных условий и характеристик яхты;
  • знание терминологии;
  • способность руководить экипажем, используя стандартные команды;
  • навыки в работе по управлению парусной яхтой.

2.8.2. Гидрометеорологические условия должны позволять проверить знания и практические навыки кандидатов. При силе ветра ниже 3 и более 7 баллов по шкале Бофорта практический экзамен проводить не рекомендуется.

2.8.3. Практический экзамен на рулевого дневного плавания может полностью проводиться в светлое время суток. Количество заданий на усмотрение экзаменатора, рекомендуемая продолжительность экзамена до 3 часов на одного человека. Экзаменатор обязан убедиться в уверенности действий экзаменуемого

2.8.4. Условия практических тестов (задачи кандидату) определяет экзаменатор. Он наблюдает за выполнением поставленных задач и оценивает правильность их выполнения.

2.8.5. Экзаменуемый должен не менее одного раза выполнить каждый из обязательных элементов управления яхтой (помечены знаком «*»); простые элементы могут входить в состав сложного задания. Объем выполнения необязательных элементов на усмотрение экзаменатора.

2.8.6. Если экзаменуемый совершает грубую ошибку, перечень которых приведен в п. 2.8.15, он сразу получает оценку «не удовлетворительно», и экзамен прекращается.

2.8.7. При приеме практического экзамена используется русский язык. По предварительной договоренности между экзаменуемым и экзаменатором может использоваться английский язык

2.8.8. Полная ответственность за яхту и ее экипаж во время практического экзамена лежит на экзаменаторе.

2.8.9. Основные элементы программы практического экзамена:

  • подготовка парусного яхты к плаванию, включая все необходимые проверки и инструктаж экипажа;
  • запуск / остановка двигателя, контроль за работой СЭУ(* для рулевого прибрежного плавания)
  • подход и отход от бона (берега, яхты) при различных направлениях ветра (*);
  • постановка и уборка парусов (включая спинакер), взятие и отдача рифов на стоянке и на ходу;
  • управление парусным яхтой на различных курсах относительно ветра (*), повороты оверштаг и через фордевинд (*) (в том числе под спинакером), лавировка (*),
  • манёвр «человек за бортом» на различных курсах относительно ветра (*), подъём человека из воды;
  • постановка и съёмка с якоря / швартовной бочки;
  • плавание по фарватеру, выход в заданную точку, огибание буя(*);
  • буксировка, оказание помощи другому судну, принятие помощи от другого яхты;
  • подготовка яхты и экипажа к плаванию в штормовых условиях, в условиях ограниченной видимости, плавание в тёмное время суток;
  • практическое умение вести радиопереговоры (*для рулевого прибрежного плавания; проверяется во время практического экзамена на воде или на тренажере)

2.8.10. После постановки задания экзаменатором экзаменуемый самостоятельно планирует действия экипажа и осуществляет управление яхтой. Критерием выполнения задания является достижение положительного результата при соблюдении правил техники безопасности.

2.8.11. Задание должно быть конкретным и по возможности не ограничивать экзаменуемого в выборе средств и методов его выполнения

2.8.12. Экзаменуемому рекомендуется применять классические маневры и схемы работы. При применении экзаменуемым нестандартных решений экзаменатору рекомендуется убедиться в том, что экзаменуемому известны классические маневры и схемы работы. Это может быть сделано как повторным выполнением маневра, так и опросом экзаменуемого.

2.8.13. Данные о результатах экзамена, а также название и характеристики яхты, на котором сдавался экзамен, заносятся в экзаменационный лист и заверяются подписью экзаменатора.

2.8.14. Если в процессе практического экзамена выявятся существенные пробелы в теоретических знаниях экзаменуемого по уже сданным разделам, практический экзаменатор обязан сделать отметку об этом в экзаменационном листе.

2.8.15. Результат освоения практической части подготовки оценивается по среднему баллу при отсутствии недопустимых ошибок:

  • создание аварийной ситуации, когда экзаменатор во избежание негативных последствий вынужден взять управление яхтой на себя;
  • навал на плавучие СНО;
  • грубое нарушение МППСС или ППВВП;
  • самопроизвольный поворот;
  • подход к человеку, упавшему за борт, таким образом, что яхта не имеет возможности погасить ход без применения двигателя при подборе человека;
  • отдача члену экипажа команды, которая предполагает грубое нарушение правил техники безопасности;
  • неспособность осуществить радиообмен.

2.9. Результаты экзаменов и зачетов по каждой дисциплине и практике вносятся экзаменатором в экзаменационный лист и оформляются экзаменационной ведомостью, которая подписывается всеми членами экзаменационной комиссии, принимавшими участие в экзамене.

2.10. Экзаменационные ведомости хранятся в квалификационной комиссии. Рекомендуется организация электронного архива.

2.11. В случае несогласия экзаменуемого с оценкой его знаний конкретным экзаменатором председатель экзаменационной комиссии на основании заявления экзаменуемого может назначить проверку знаний экзаменуемого группой экзаменаторов непосредственно после окончания экзамена. В случае неудовлетворительного результата такая проверка считается повторным экзаменом.

2.12. Разрешается проходить проверку знаний по одной дисциплине не более трех раз в течение года, исчисляемого с момента первой попытки

III. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ ЯХТ РУЛЕВЫХ ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ «COASTAL SKIPPER»

3.1. Квалификационные требования к рулевому прибрежного плавания Яхтенный рулевой прибрежного плавания должен уметь:

  • планировать плавание;
  • выполнять маневры при управлении парусной яхтой;
  • вести предварительную, исполнительную прокладку, контролировать и определять место яхты;
  • получать и использовать навигационную и гидрометеорологическую информацию;
  • предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;
  • распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;
  • готовить яхту к плаванию;
  • выполнять функции капитана яхты;
  • получать и использовать прогнозы погоды;
  • осуществлять визуальную и УКВ связь с другими судами и службами управления движением;
  • осуществлять борьбу за живучесть яхты;
  • использовать коллективные и индивидуальные страховочные и спасательные средства;
  • оказывать доврачебную медицинскую помощь;
  • действовать в качестве ответственного лица на соревнованиях.

Изучаемые дисциплины и основные требования к знаниям и умениям рулевого дневного плавания, а также примерное время на изучение разделов, перечислены ниже

3.2 Базовое содержание учебных дисциплин.

Теоретический курс для яхтсменов, не имеющих квалификации рулевого дневного плавания («DAY SKIPPER»)

1 Введение

2 Теория и устройство парусного яхты

2.1 Общая классификация яхт

2.2 Конструкция яхты. Основные понятия

2.3 Конструкция корпуса

2.4 Устройства на яхте

2.5 Рангоут, такелаж и парусное вооружение

2.5.1 Паруса

2.5.2 Рангоут

2.5.3 Такелаж

2.6 Судовые энергетические установки

2.7 Судовые системы

2.8 Электрооборудование яхты.

2.9 Общие понятия теории яхты и паруса

2.10 Остойчивость яхты

2.11 Плавучесть и непотопляемость.

2.12 Качка

2.13 Сопротивление яхты

2.14 Теория паруса

2.15 Управляемость яхт

2.16 Специальные Правила ISAF

3  Судовождение

3.1 Навигация

Местная лоция. Местные условия плавания

3.2 Лоция

4 Управление яхтой

4.1 Техника управления яхтой

4.2 Плавание в свежую и штормовую погоду

4.3 Особые случаи управления

4.4 Действия в аварийных ситуациях

5 Судовые работы

5.1 Подготовка яхты к эксплуатации

5.2 Такелажное дело и парусные работы

5.3 Судовая организация

6 МППСС и ППВВП

7 Гидрометеорология

8 Сигнализация и связь

9 Морское право

9.1 Источники морского права

9.2 Регистрация, надзор за спортивными парусными судами

9.3 Правовой режим водных пространств

9.4 Таможенные и иммиграционные правила

9.5 Аварии судов.

9.6 Страхование яхты, страхование ответственности

9.7 Судовая организация

10 Способы личного выживания и оказание первой помощи

10.1 Аварийное и спасательное оборудование и снабжение

10.2 Борьба за живучесть и ремонт

10.3 Оставление яхты

10.4 Предупреждение падения за борт и спасение упавшего

10.5 Служба поиска и спасения

10.6 Медицинская помощь и судовая гигиена

11 Правила соревнований

11.1 Правила

11.2 ППГ

11.3 ППС

11.4 Правила обмера

3.2.2. Практическая подготовка

  • Теория и устройство яхты
  • Судовождение
  • Управление яхтой
  • Судовые работы
  • МППСС, ППВП
  • Гидрометеорология
  • Сигнализация и связь
  • Морское право
  • Основы выживания на море
  • Правила соревнований
  • Английский язык

Новости

Подпишись на рассылку и получи 5% скидки на аренду яхты "Диана"